Stylepostel.ru

Женский журнал
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узбеки мужчины отношение к женщине

Интересные особенности менталитета узбеков

1. Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

2. Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

3. Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

4. Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

5. Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

6. Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

7. Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

8. Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

9. Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

10. Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

11. Узбеки любят подолгу оставаться в гостях 🙂

С мужчиной-узбеком по жизни.

Мужчина-узбек — какой он? В отношениях, в быту.
Дорогие дамы, расскажите, пожалуйста, о вашем опыте. Вообще, что думаете о мужчинах-узбеках?

Читать еще:  Выйти замуж за серба

Я встречаюсь с мужчиной (он узбек). Младше меня на 7 лет.
У меня есть жил.площадь, достойное образование, хорошая работа. Только нет семьи.
Этот парень очень положительный, что это для меня подозрительно (понимаю, что это говорит мой опыт от предыдущих отношений). Сейчас у нас «букетно-конфетная» стадия. Очень боюсь и тревожусь за будущее.
Что греха таить, боимся за материальные блага. Да ещё стереотипы. Мне хорошо за 30-ть.

Есть хорошая приятельница — узбечка. Умница, красавица, глубоко порядочная девушка.
На сегодняшний день эти два человека для меня — пример морали, нравственности и любаи.

Но могу сказать сразу: мои родители (мама в большей степени) категорически против нашего общения. Хотя я под большим впечатлением от этого мужчины.
С родителями постоянное выяснение отношений, претензии.

А так хочется уже не анализировать, а просто жить счастливо.
Но, как это, оказывается, тяжело.
Мне кажется, что это просто «непод»емный груз».
А часики жизни идут и . уже около 40-ка.

Я тоже «встречаюсь» с мужчиной узбеком. Он на 7 лет меня младше))) И это продолжается уже почти 14 лет. У нас сын. За это время он женился, детей родил. В душе одни обиды. Против мамы с папой узбеки не пойдут! Подумайте хорошо, прежде, чем принимать решение. Всех вам благ!

Вы должны понять что эти люди с очень сильно отредактированным религией мозгом. Мы для них недолюди, неверные, нас можно легко обмануть это будет халяль. Сколько случаев что наших женщин они просто используют красиво играя в любовь. Всё это фальш. Доверчивая, влюбленная девушка это лакомый кусок для них. Вы на помойке себя нашли?? Что бы потом его родители из кожи вон лезли что бы разлучить вас? Уважайте себя девочки. Бывают исключения конечно.. но это огромная редкость, сильная личность способная отстоять свои чувства.. Таких не только в Азии мало, таких везде мало. Если встретили такого — вам очень повезло;))

P. S. И вообще конечно, порядочность не от нации зависит. Смотрите на дела, в мелочах себя человек показывает. Если любовь, берегите друг друга, у неё много противников, завистников, тех кто считают что имеют право за вас решать как вам жить. Будьте к этому готовы, главное что бы вместе, что бы искренне, а мудачье не подпускайте, у мудачья нет нации.

Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?

А сейчас там русские живут или уехали? Я слышала в девяностых преследования по нац. признаку были.

Вот- вот . И сейчас в эксреспуб гнобят русских, из под которых не успели квартиры и ценности вытащить . Но этого им мало : в РФ ломятся азиаты , чтоб у русских всю работу ( и малоквалиф ) забрать , за копейки и так дачи, квартиры , биопространство забрать .

Вот- вот . И сейчас в эксреспуб гнобят русских, из под которых не успели квартиры и ценности вытащить . Но этого им мало : в РФ ломятся азиаты , чтоб у русских всю работу ( и малоквалиф ) забрать , за копейки и так дачи, квартиры , биопространство забрать .

У тёти в СНТ в МО республика в 90х была: даже для детишек сруб- дом культуры общественный был , где дети рисовали в общих альбомах , играли в общие игрушки, обшая дки площадка .. сейчас : охранник узбек приволок жену- детей- друзей . Жена села кассиром . Внучка 4 лет тети на листочке рисовала на коленке , пока узбечка выводила сумму в квитанции. .. далее весь месяц злобная узбечка ябедничала визгливо всем дачникам на то, что ребенок русский на пустом общем листочке цветочек нарисовал. Орала с ненавистью к русским детям узбечка, тк с детства в узбекистане ей говорили, что русские недонация, русских детей надо гнобить и уничтожать .

Девочки, бойтесь этих людей. Я вас очень прошу.
Моя история: встречалась с узбеком 3 года. Он клялся что любит ОЧЕНЬ СИЛЬНО. Был сама Ласка и Забота (на словах).
За это время я свела на нет отношения с мужем, хранила верность «любимому», в итоге он уехал, а я за ним через какое-то время. Ушла от мужа.
А узбек решил, что ему жениться пора. Врал мне, что этого хочет мама, а сам он невесту не знает даже. В итоге выяснилось, что знает — как уехал на родину, в первый же день подали заявление. При этом продолжает писать каждый день, что скучает. Мучает меня этим. Я лишилась работы в городе, куда переехала за ним, потому что не смогла работать. А у меня двое детей и я теперь одна. Боюсь загреметь в дурку. Разрушил мою семью и ушёл строить свою.
Берегитесь этих нерусских людей, девочки. Так больно осознавать всё.

Девочки, бойтесь этих людей. Я вас очень прошу.
Моя история: встречалась с узбеком 3 года. Он клялся что любит ОЧЕНЬ СИЛЬНО. Был сама Ласка и Забота (на словах).
За это время я свела на нет отношения с мужем, хранила верность «любимому», в итоге он уехал, а я за ним через какое-то время. Ушла от мужа.
А узбек решил, что ему жениться пора. Врал мне, что этого хочет мама, а сам он невесту не знает даже. В итоге выяснилось, что знает — как уехал на родину, в первый же день подали заявление. При этом продолжает писать каждый день, что скучает. Мучает меня этим. Я лишилась работы в городе, куда переехала за ним, потому что не смогла работать. А у меня двое детей и я теперь одна. Боюсь загреметь в дурку. Разрушил мою семью и ушёл строить свою.
Берегитесь этих нерусских людей, девочки. Так больно осознавать всё.

Ну а вы тоже молодец — кинули и предали мужа и вам вернулось это предательство ввиде узбека этого. А то что они пи***болы это и жирафу понятно, ведь они сюда едут бабла наколотить что б потом заплатить калым за свою монобровную невестушку) не думайте что у них там все безоблачно, там завидовать нечему. Но как ни странно есть примеры счастливых отношений среди узб. и русских, но их немного, это надо либо что бы у него родня продвинутая адекватная была либо он что бы ни от кого не зависел.

Как живут в Узбекистане обычные люди

Узбеки – дружелюбная, щедрая нация с многовековыми традициями и самобытным менталитетом. Они свято чтят национальные устои и с уважением относятся к представителям других культур. Дом в Узбекистане – это теплый семейный очаг, где окажут поддержку и всегда рады гостям. Роли мужчин и женщин в узбекской семье четко выражены, и это дает определенные преимущества и содействует стабильности.

Традиционное жилище узбеков и их быт

Узбекские дома в различных областях страны отличаются планировкой и материалами для строительства. До сих пор в сельских районах популярны глиняные дома с широким внутренним двором и небольшим прудом посередине двора. В Узбекистане дома украшают яркой отделкой на стенах, резными дверями и расписными потолками. Хотя современные методы строительства постепенно вытесняют старинные традиции, отдаленные горные кишлаки Узбекистана все еще хранят очарование древнего Востока.

Планировка домов

Архитектура Узбекистана во многом обусловлена сейсмическими особенностями местности. В некоторых районах опасность землетрясений довольно велика. Поэтому в селах принято строить дома с крепким деревянным каркасом и покрывать глиняным раствором. В Узбекистане летом очень жарко. Для укрытия от нестерпимой жары дома строят с крытыми террасами.

Мебели в обычных постройках не много: для хранения домашней утвари, постели и других принадлежностей используют специальные ниши в стенах домов. Кроватей нет, люди спят на полу на мягких матрасах, которые утром убирают. Полы застелены натуральными коврами с геометрическим орнаментом и растительными узорами. Узбекские женщины ткут такие ковры вручную.

Практически в каждом жилище можно увидеть бешик – узбекский аналог детской колыбели.

Традиционно принято кушать не за столом, а сидя на полу вокруг широкой скатерти.

Уклад жизни в узбекской семье

На быт узбеков сильное влияние оказывают формировавшиеся веками традиции. Родственные узы очень крепкие. Здесь принято помогать своим родным и близким, совместно проводить семейные и религиозные торжества. Основная религия жителей Узбекистана – ислам. Для многих это не просто формальность: пожилые и молодежь регулярно посещают мечети и соблюдают религиозные традиции.

Гостеприимство – самая яркая черта узбекского менталитета: здесь неизменно рады даже незваным гостям. Хозяева дома накрывают щедрый стол, называемый дастархан, что в переводе значит «скатерть». Узбекский хозяин почитает за честь оказать радушие гостю, сам разливает чай и готовит главное угощение – вкуснейший плов. Женщины порадуют гостей всевозможной выпечкой, сладостями и салатами. В Узбекистане принято много готовить, чтоб было чем угостить многочисленных родственников и друзей.

Жизнь узбеков в городах

Не секрет, что уровень жизни в городах Узбекистана существенно выше, чем в сельской местности. В городе легче найти высококвалифицированную работу с повышенной зарплатой (более 300 долларов).

В узбекских городах, особенно в столичном Ташкенте, жизнь кипит: здесь есть театры, музеи, спортивные заведения, аквапарки, зоопарк, цирк, множество кафе и ресторанов. Ташкент – современная, быстроразвивающаяся столица, не уступающая многим столицам восточных государств.

Читать еще:  Бывший муж постоянно напоминает о себе

Особое внимание власти уделяют безопасности городских жителей. В Узбекистане на улицах много полицейских, на каждом углу расставлены камеры наблюдения, проводится досмотр документов и личных вещей при входе в метро, вокзал или даже кинотеатр.

Жизнь в сельской местности, в аулах

Узбекская деревня переживает сложные времена. Село постепенно утрачивает свою значимость. Мужчины в поисках работы покидают семьи и отправляются на заработки в соседние страны. Молодежь стремится переехать в города. В итоге, большая часть населения Узбекистана проживает в городской местности. Люди в аулах живут в тяжелых условиях: в некоторых горных кишлаках нет электричества, газа и даже чистой воды. Власти Узбекистана внедряют программы по борьбе с проблемами села. Но пока на фото, сделанных не для привлечения туристов, настоящая узбекская деревня выглядит довольно плачевно. Уровень дохода населения не превышает 200 долларов.

Дехканин – узбекский земледелец – самая распространенная профессия в сельской местности. Узбекистан издавна славится обилием разнообразных фруктов и овощей, выращенных на плодородных почвах в районе Сырдарьи и Амударьи. Щедрые дары местной природы не настолько загрязнены пестицидами и минеральными удобрениями, как продукты в других странах.

Хотя в Узбекистане все больше появляется фермерских хозяйств, все же большинство сельскохозяйственных культур выращивает обычный крестьянин – дехканин. Среднестатистический узбекский земледелец редко пользуется современной аграрной техникой: в основном в ходу различные ручные инструменты.

Особенно ценится кетмень – своеобразный узбекский инструмент, напоминающий тяпку или мотыгу. На фото кетменя можно заметить, что наконечник выполнен в форме лопаты, загнутой под углом 90 градусов. Многие отмечают преимущества работы таким среднеазиатским инструментом: он совмещает в себе и лопату, и тяпку. Благодаря заточенным боковым краям им очень удобно полоть сорняки, делать в земле ямки и выкорчевывать корни.

Жизнь в махаллях Узбекистана

Интересная особенность общественной жизни в Узбекистане – махалля. Это своеобразное объединение родственников и соседей, живущих в одном квартале, районе или небольшом поселке. Махалли существуют уже на протяжении нескольких веков и до сих пор не изжили себя, особенно в узбекских селах. Они даже получили признание на законодательном уровне, как органы самоуправления.

Центр махалли – чайхана или мечеть, где собираются мужчины для принятия совместных решений, затрагивающих всех членов общины. Есть негласный закон, по которому разрешаются конфликты, оказывается помощь нуждающимся, проводятся свадьбы или похороны. Такие общественные устройства оказывают большое влияние на мир и согласие между узбекскими жителями и даже на формирование самобытной культуры народа. Для большинства узбекских граждан очень важно общественное мнение, а быть изгнанным из махалли и потерять ее поддержку – считается настоящим проклятием.

Семья и отношение к женщинам

Узбекские мужчины издревле играют главенствующую роль в семье. На них лежит ответственность за принятие решений и забота о нуждах членов семьи. Женщины Узбекистана с детства воспитываются в подчинении главенству мужчин, они видят в нем не ущемление своих прав, а защиту.

Важная роль женщины в семье – забота о домашнем хозяйстве и воспитание детей. В городах все чаще представительницы слабого пола устраиваются на работу. В селах женщины, как и в давние времена, занимаются рукоделием, помогают мужьям на земельном участке, разводят скот.

Узбекские семьи крепкие: развод здесь редкое явление. По традиции супругу для сына выбирают родители, ориентируясь на достаток и положение в обществе семьи будущей невесты. Конечно, современные браки все чаще заключаются по инициативе молодых, а не по выбору родителей.

Современный институт семьи в Узбекистане переживает большие перемены: на протяжении многих веков по мусульманским традициям допускалось многоженство. Теперь же исламский брачный обряд – никах, проведенный без регистрации в ЗАГСе, преследуется по закону. Такое решение было принято, чтобы защитить права женщин и детей в узбекских семьях. Также ранние браки в 13–14 лет были обычным явлением. Согласно последним принятым законам минимальный возраст для вступления в брак для мужчин составляет 18 лет, для женщин – 17 лет.

Узбеки трепетно относятся к детям. Даже мужчины балуют и лелеют детей. Малыши с младенчества учатся слушаться старших. Матери прививают глубокое уважение к авторитету отца.

Права и положение женщин в семье узбеков

Современные узбекские женщины находятся в лучшем положении, чем их соседки в Афганистане. В Узбекистане борьба за равноправие мужчин и женщин во времена Советской власти принесла определенные плоды: женщины получили некоторые свободы не только в деловой сфере, но и в семейных отношениях. Однако по-прежнему женщинам бывает трудно себя защитить. Подвергшись насилию в семье, им часто некуда обратиться за помощью, поэтому многие вынуждены безропотно терпеть плохое обращение.

До недавнего времени в стране семьи с 8–10 детьми были нормой. Однако в целях контроля рождаемости правительство обязывало врачей проводить тайную стерилизацию узбекских матерей. Такая практика вызвала возмущение мировой общественности. В настоящее время о случаях принудительной стерилизации сообщается редко. Однако количество детей в семьях узбеков редко превышает 5 человек.

Жизнь простых людей в Узбекистане нельзя назвать легкой. Они вынуждены справляться с различными трудностями и проблемами. Но есть основания надеяться на лучшее будущее узбекских граждан.

Нездешние чувства. О том, как мигранты устраивают личную жизнь

В России мигрантов считают проблемой. Немногие знают, что и сами диаспоры, объединяющие приезжих, в панике: жизнь в России разрушает их традиционные ценности. Председатель Межрегионального центрао бразования мигрантов государств — участников СНГ Махсуд Абдужаббаров обратился в Госдуму: России нужно ввести возрастной ценз для трудовых мигрантов. За что и с чем борются диаспоры, изучал «Огонек»

Представители диаспор встревожены: рушится главное, чем живо общество,— традиции. Миграция разрушает и мир тех, кто уехал на заработки, и их родных, оставшихся дома.

По данным УФМС по Санкт-Петербургу, среднестатистический возрастмигрантов — 32-35 лет. Соотношение между женщинами и мужчинами 1 к 9. Тысячи мигрантов из Средней Азии устраиваются на стройки, грузчиками, на рынки. Молодые мужчины живут в вагончиках по нескольку человек, в общежитиях, на съемных квартирах. Возникает вопрос: как устроить личную жизнь? Варианты следующие: перевезти за собой жену и детей; жить ожиданием встречи с родными; завести вторую жену (любовницу) или пойти к проституткам.

Без перевода

Если вы живете недалеко от стройки, наверняка видели объявления: «Мухаббат, 24 часа», «севинч», «якши кизлар». Кому надо, поймет, а для тех, кто не в курсе, переведем: «мухаббат» — «любовь», «якши кизлар» — «хорошие девушки», «севинч» — счастье. Молодые горожанки знают: редкий поход мимо стройки обойдется без призывных жестов и возгласов рабочих из среднеазиатских стран, даже если с сумками наперевес ты мало похожа на гурию. Взаимоотношения полов в мегаполисе непростая проблема, для мигрантов — тем более.

По данным майора полиции Александра Григорьева, инспектора одного из отделов ГУМВД России по СПб и ЛО, в Петербурге появилось много борделей, в которых работают мигрантки из мусульманских стран. Эксперты отмечают рост количества этноборделей и в Москве. Что естественно: увеличивается потокмигрантов, растет и сфера их обслуживания, в том числе интимного.

Помимо борделей разной ценовой категории есть «бюджетный» вариант — можно вызвать «роту добрых услуг» прямо на стройку для получения «оптового мухаббата». К синим вагончикам подъезжает «газель» с женщинами — многие уже вышли из фертильного возраста, зато их услуги доступны.

В Сети полно ресурсов для приезжих из Средней Азии. Цели такие же, как и на любых марьяжных сайтах: создание законной семьи (пока экзотический способ знакомства для приезжих) и корыстный поиск временной подруги, желательно с местной регистрацией. Для строгих мусульманок виртуальный способ поиска жениха сложен: по исламу показывать лицо посторонним мужчинам запрещено, поэтому многие девушки закрывают страницы в соцсетях, на аватарку ставят картинку, а не фотографию. Поиском суженого для них занимаются родственники в специальных группах.

Кроме этих довольно целомудренных ресурсов в Сети полно сайтов с интимными предложениями приезжих из Средней Азии. Эксперты отмечают новую тенденцию: в последнее время все больше эротических предложений от. мужчин. Интернет предлагает множество пабликов для геев — мусульман из разных городов России.

— В России парней не сдерживает страх опозорить семью, она далеко. Отсюда вседозволенность и безнаказанность,— сокрушается Махсуд Абдужаббаров, председатель Межрегионального центра образования мигрантов государств — участников СНГ, глава общероссийского молодежного движения «Ешлар».— Дома родители вряд ли узнают, что у их ребенка нетрадиционная ориентация. У нас мужеложство — позор на всю семью, по нашим законам оно карается сроком до 7 лет, проституция — до 8 лет. Помимо позора, тюрьмы человека ждут унизительные медицинские проверки. А в России так можно без больших усилий заработать. Это вам не на стройке вкалывать.

Мама уехала

Растет поток женской миграции из Средней Азии в Россию. При этом достоверно определить, сколько в России мигранток, трудно: в переписи населения они почти не участвовали, подсчет миграционных карт четкой картины не дает. На родине отношение к уехавшим на заработки соотечественницам разное. Для кого-то они — успешные бизнесвумен, кормилицы. Но чаще — нарушительницы традиций.

Наталья Зотова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН,— автор большого исследования, посвященного женской миграции из Средней Азии. Она интервьюировала и анкетировала женщин, приехавших в Россию из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Исследование проводилось в крупнейших городах России — Москве, Екатеринбурге и Новосибирске. Сейчас работа ведется в Казани и Нижнем Новгороде.

Читать еще:  Отношения с японцем

— Первыми ласточками стали разведенные женщины и вдовы с детьми, оказавшиеся в ситуации крайней бедности,— объясняет Наталья Зотова.— Культурные традиции Средней Азии предоставляли таким женщинам большую степень свободы: от семьи бывшего мужа они отдалились, свои родственники воспринимают их как дополнительную нагрузку на семью. Часто такие женщины приезжали в Россию, чтобы заработать на содержание детей, которые, как правило, оставались дома. Сейчас ситуация меняется: исследование показывает, что замужние женщины составляют подавляющее большинство мигранток (свыше 70 процентов).

Кроме того, за последние три года среди приезжих увеличилось количество женщин с образованием, выросли и их доходы. Все чаще женщины везут с собой детей.

И все же в Средней Азии по-прежнему неодобрительно относятся к тому, что женщины уезжают на заработки в Россию, объясняет Махсуд Абдужаббаров.

— Выезд на заработки ставит под угрозу семейный союз, ценности нашего народа. Некоторые (незамужние или разведенные) женщины говорили, что, переехав в Россию, вступали в интимные отношения с несколькими мужчинами. Именно поэтому мы обратились в комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы с предложением запретить въезд женщинам до 35 лет (кроме обучения или лечения, которое нельзя получить на родине). Мы выступаем за то, чтобы запрет коснулся и мужчин: разрешение на работу должны получать взрослые люди после 28 лет, семейные, отслужившие в армии. В Госдуме обещали рассмотреть инициативу в сентябре.

Махсуд Абдужаббаров смотрит на вещи реалистично: когда несколько мужчин и женщин живут в однокомнатной квартире, отгораживаясь простыней, тут и до греха недалеко. А если молодые люди не добиваются близости и получают отпор — доходит до изнасилований и убийств. В Петербурге в 2013 году 8 мигранток повесились. Парни обещали девушкам жениться, а потом бросили. Как вернуться домой с позором? Приезжие мужчины из Средней Азии крайне редко используют презервативы, значит, все больше рождается детей, которые никому не нужны, и увеличивается количество больных СПИДом.

Гавхар Джураева, председатель фонда «Таджикистан», инициативу Махсуда Абдужаббарова поддерживает:

— В свое время я предлагала не пускать в Россию незамужних таджикских женщин, потому что они чаще всего подвергались дискриминации при оплате труда, беременели, становились жертвой насилия. После этого предложения подняли шум. А я исходила из интересов неопытных девочек. Одно дело, ехать в Россию организованно, когда работодатель привозит и увозит. А пускаться в самостоятельное путешествие опасно.

Кубанычбек Кожоев, президент Общероссийского киргизского конгресса, беспокойства коллег не разделяет:

— Инициатива по введению возрастного ценза для въезда мигрантов на территорию России мне не нравится. Если ее связывать с разрушением традиционной семьи, то я не считаю, что это большая проблема для киргизов. Если 80 процентов приезжающих в Россию из Таджикистана и Узбекистана — мужчины, то в Киргизии соотношение другое — 50 на 50. Получается, что нашим мужчинам и женщинам проще вступить в брак внутри своей среды. У нас в стране были депутаты, выступавшие за запрет выезда из страны одиноких и молодых женщин. Но им ответили: есть конституционные права, свобода передвижения, у нас светское государство.

Наталья Зотова объясняет киргизский феномен: киргизы — бывшие кочевники, культурная традиция предоставляет женщинам высокую степень свободы.

Развод по SMS

Примерно половина уезжающих на заработки в Россию мужчин, оставляя дома жену с ребенком или в положении, заводят любовницу. Чаще — соотечественницу, но русских жен и подруг в мигрантской среде становится все больше. Большой город и современные технологии предоставляют не только новые возможности для знакомства, но и для развода. У многих мусульман, «уставших» от жены, стала популярна практика «развода по SMS» — достаточно написать «талак» («развод» по-арабски).

В диаспорах идет серьезная дискуссия: можно так разводиться или это все-таки нарушение правил? Кубанычбек Кожоев считает, что ответ на этот вопрос должно дать духовенство. По нормам ислама, чтобы развестись, надо трижды сказать «талак». «Некоторые уважаемые люди,— говорит Кубанычбек Кожоев,— считают такой развод с помощью SMS допустимым».

Но пока идет обсуждение, и разводы, и согласие на брак у родных по SMS стали очень распространены.

С детства девочку в мусульманских семьях готовят к тому, что она не будет единственной женщиной у будущего мужа. Но «вторая жена» в России — тема болезненная в соседних азиатских государствах. 23-летняя Нора приехала с мужем из Самарканда в Ленобласть заработать на свадьбу золовки. Она рассказывает, как у них на родине относятся к русским подругам:

— Если жена из обеспеченной семьи и может позволить себе гордость, она разведется. Но чаще, чтобы сохранить семью, законные жены закрывают глаза на русских жен. Скандал скандалом, но муж никуда не денется — вернется.

Среднеазиатские мужчины довольно популярны у русских женщин: не пьют и чаще всего не курят, красиво ухаживают. Сами мигранты нередко считают русских женщин легкодоступными и активно ищут русскую подругу: у большинства местных женщин есть жилье, так что мигрант одновременно получает и секс, и кров. Многие пользуются женской доверчивостью, предлагая «узаконить» союз никахом — религиозным браком. В исламе без никаха женщина — любовница, а не жена, семья мужа никогда не признает детей, рожденных вне религиозного брака. Но немногие из русских подруг мигрантов знают, что невозможно совершить никах без согласия первой жены — мусульманин обязан сообщить первой жене о том, что хочет взять вторую. Без соблюдения этого правила обряд «не считается», и мужчины, предлагая его, об этом знают. Когда же приходит время возвращаться на родину, они говорят местным подругам, что разводятся с ними.

Диаспоры, как могут, пытаются сохранить связи мигрантов с семьями на родине. Часто они становятся последней инстанцией, куда обращается брошенная жена.

Кубанычбек Кожоев говорит, что не каждый, оказавшись вдали от родины, достойно проходит испытание свободой — это вопрос воспитания и личной устойчивости. «Бывают случаи, когда мужчины заводят в России «подружек», бывает — вторых жен, мне известно несколько таких случаев. Если две семьи уживаются, если муж состоятельный, то особых проблем это не создает. Иногда к духовенству, к старейшинам или к диаспорам обращаются пострадавшие жены, рассказывают: «Муж уехал, женился на другой»,— говорит он.— Бывает, обращаются мужчины, не зная, как поступить в семейном конфликте».

Гавхар Джураева говорит, что, несмотря на разрозненность таджикских диаспор, в рамках каждой происходит негласный контроль поведения соотечественников. «К нам недавно обращалась молодая женщина с жалобой на мужа: бросил, исчез, не платит алиментов. Мы отыскали его через соотечественников и сделали ему «национальное внушение», сказав, что так не подобает себя вести таджику и мусульманину. Теперь он выплачивает определенную сумму жене и ребенку».

Для себя и для семьи

Самая обсуждаемая новость в таджикской диаспоре: женитьба телеведущего Александра Гордона на таджикской девушке. Смешанных союзов становится все больше, и как ни желателен брак с представителем своего народа, но против любви, если она освящена законом, не пойдешь.

Гавхар Джураева говорит о России так, как мы привыкли говорить о США: «Россия — это плавильный котел. Таджикские женщины вступают здесь в браки с россиянами, выходят замуж за киргизов и узбеков, приезжих из других стран. Тенденция смешанных браков у нашего народа уже была. Начиная где-то с 1920-х годов таджикские партработники почитали за честь брать замуж русских женщин. Примерно в 1980-е смешанные браки практически исчезли, но миграция дала им новый толчок. И если среднеазиат выбрал Россию, то пусть становится россиянином. В этом контексте смешанные браки поощряются. Кстати, и русские женщины, вышедшие замуж за таджиков и живущие в Таджикистане, стараются принять нашу культуру, не быть белыми воронами».

Рост смешанных браков отмечает и Кубанычбек Кожоев: «Наши женщины выходят замуж за русских, татар, евреев, представителей других национальностей. Что тут скажешь? Границы открыты, наши девушки учатся в разных странах. В Киргизии была американская база, многие выходили замуж и за европейцев, и за американцев, и за китайцев. Получаются вполне нормальные семьи».

Махсуд Абдужаббаров сам женат на русской. Он объясняет, что в Средней Азии есть понятия «женитьба для себя» и «женитьба для семьи». «Сейчас я женился «для себя»,— говорит он.— Я знаю, что мои родные в Самарканде будут настаивать на второй жене — узбечке, которую выберут они. Чтобы моя русская супруга стала «женой для семьи», ей придется стать частью общества, в котором я родился, поменять религию».

. Мы обвиняем друг друга в том, что наши ценности не совпадают, рушатся или деформируются под натиском чужой культуры. Мы хотим закрыться от человеческого потока из Азии, а там хотят пресечь, насколько это возможно, охоту соотечественников к перемене мест. Но мы становимся ближе, хотим этого или нет. Видимо, осталось сделать самое главное: понять, что это неизбежно. И найти правила, по которым строить отношения друг с другом.

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector