Stylepostel.ru

Женский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Любимое блюдо чингисхана

Чем повара потчевали Чингисхана?

Истории и рецепты блюд Средневековья, которые очень уважал великий завоеватель Чингисхан, и которые пользуются спросом у гурманов и поныне.

Сытому и хвост ягненка кажется жестким,
голодному и рога оленя – мягкими.
(Монгольская пословица)

Только не пугайтесь. Готовить до нежной мягкости рога оленя мы вам и пробовать предлагать не будем. Только все самое вкусное и по возможности – привычное для наших желудков… Вообще, долгое время про пищу монголов ходили ужасные слухи. Мол, они едят все, что можно разжевать (судя по пословице, и оленьи рога им были по зубам). Монах Карпини, посетивший Монголию в XIII веке, писал, что пищу местного населения составляют собаки, волки, лисицы, лошади и даже мыши. Ему вторил и венецианский путешественник Марко Поло в своей книге – «Книга о разнообразии мира».

Конечно же, многое из того, что в далекие времена считалось лакомством, теперь уже, мягко сказать, популярностью не пользуется и на стол даже самыми хлебосольными хозяйками не выставляется. Ну, посудите сами, зачем ловить степных мышей, если вполне хватает баранины или говядины?

И все же множество рецептов монгольских блюд дошло до наших дней из далекого голодного Средневековья. Как и тысячу лет назад, в Монголии не любят ничего жареного – причина проста: жарить было не на чем – в степи нет не то что дров, а даже веточек. Поэтому все либо варили, либо стряпали на пару. Но чаще мясо просто вялили или коптили. Или поступали еще проще: тонко нарезанные полоски мяса клали под седло, к вечеру они просаливались, и их можно было есть.

И все же давайте начнем, как всегда, с истории и поговорим о блюде, которое очень уважал великий завоеватель и бесстрашный воин Чингисхан, и которое пользуется спросом у гурманов и поныне.

Способ приготовления и состав продуктов мало изменились, за исключением «посуды»: во времена Чингисхана угощение почетным гостям подносили на золотых тарелках, а роль кастрюли (вернее, огромного, плотно закрывающегося чана из нержавейки) выполнял мешок из овчины, прекрасно сохраняющий и нужную температуру, и запах, и сок. Этакий монгольский вариант скороварки. Готовилось это блюдо на открытом воздухе. Пока взрослые были заняты разведением костра (естественно, не из дров, которых, повторим, в пустыне просто днем с огнем не найти), а из сухого коровьего или лошадиного помета, дети собирали камни. Но не абы как, а выборочно, внимательно ощупывая, взвешивая и разглядывая… Что именно они там хотели углядеть, теперь уже не узнать. Эти камни клались в пламя и обжигались более часа. Пока камни доходили до кондиции, свежевалась баранья туша, с каждого ломтя мяса срезались жилы, пленки и связки, и чистился лук с овощами. Когда камни раскалялись, повар быстро вытаскивал их из огня и складывал в мешок из овчины. Сверху на камни, как на сковородку, раскладывалось мясо с овощами и луком, и «кастрюля» закупоривалась где-­то на полчаса.

Это блюдо не раскладывалось по тарелочкам. Каждый получал пиалу с «сурпой» – ароматным бульоном, а куски мяса и овощи находились в центре стола, откуда все, собственно, и угощались. Но сытно пообедать – это не единственная цель, которую преследовали монголы, это блюдо служило и медицинским целям. Оказывается, обожженные огнем, омытые кровью барана, скользкие и покрытые жирной пленкой камни служат своеобразной стрессотерапией. Камни не обжигают рук, но и не сразу остывают. Их внутренний жар проникает через кожу ладоней, и вы инстинктивно начинаете ими неловко жонглировать.

Именно такой способ издавна был известен соплеменникам Чингисхана для исцеления от нервных болезней.

А вот другое блюдо, которое вполне мог отведать Чингисхан. Помните, в древней былине татаро-монгольский хан сажает героя за стол, на котором лежит «бык внутри вареный, сверху печеный, в боку нож точеный»? И это не вымысел – монголы умеют варить мясную тушу без котла, в собственной шкуре. Тушу быка или барана, не снимая с него шкуры, потрошат, наполняют водой, а зимой кладут туда лед и раскаленные на огне камни, саму же тушу зарывают под угли костра. Получается так, что мясо варится внутри и запекается снаружи, сохраняя сочность и обретая хрустящую корочку. Это очень древнее степное блюдо и сейчас готовится по особо парадным случаям, например, на свадьбу.

Вообще, надо сказать, что блюда из мяса составляют основу монгольской кухни. Очень любят жители этой страны блюда из вареной баранины, считающейся в Монголии лечебной. Впрочем, используются и конина, и говядина, и баранина, и верблюжатина, и козлятина, и мясо яков и сайгаков. Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины, причем варят его почти без соли. Также мясо часто сушат на ветру и на морозе длинными, тонкими лентами без всякой предварительной обработки. И все же мясные блюда монгольской кухни требуют длительного приготовления, поскольку мясо варят или сушат большими порциями.

Также популярностью у монголов, как, впрочем, и у других народов, предками которых были кочевники, пользуются разнообразные молочные продукты. Молоко в пищу употребляют всех сортов – коровье, кобылье, верблюжье, овечье и козье, причем для каждого сорта молока есть свое применение. Кумыс и водку приготавливают из кобыльего молока, масло, пенки и варенец – из коровьего и овечьего. Кобылье молоко считалось чистым и не кипятилось. Остальные сорта употреблялись после долгого кипячения. В любом доме (или юрте) вы сможете попробовать различные сыры: твёрдые и мягкие, белые и желтые (из топленого молока), творог, а также несладкие монгольские «йогурты».

Надо сказать, что монгольская пища – жирная и питательная – идеально подходит к местным природным и климатическим условиям.

Начинается все… с чая. Да­да, именно так начинается обед у монголов. Чай пьют в ожидании, пока поспеет мясное блюдо. Кстати, поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Принять угощение, соответственно, полагается тоже двумя руками. Ну, или по крайней мере правой рукой. Если, конечно, вы не хотите обидеть хозяев.

Вообще, монгольский чай – это нечто с чем-­то. В прямом смысле слова. Судите сами.
Итак, для приготовления суутай-цая (а чай, как и другие блюда, готовят в Монголии порциями, мягко сказать, немаленькими) нам потребуется 200-300 г зеленого кирпичного чая, который надо растолочь, высыпать в большой котел, залить 3 литрами воды и варить на среднем огне до закипания. Затем убавить огонь и варить еще минут 20. Затем влить 2 литра подогретых сливок, вновь проварить минут десять, добавить 50 г сливочного масла, 2 чайных ложки соли и 4¬6 горошин черного перца. Дать постоять под крышкой минут пятнадцать и – можно разливать по чашкам. Некоторые, кстати, в этот «цай» добавляют поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка и костный мозг барана… Выглядит такой чай с плавающей на поверхности пленкой жира, на наш европейский взгляд, не очень привлекательно, но тут уж, как говорится, «на вкус и цвет». Да, пьют этот чай, естественно без сахара, но часто вприкуску с борцугом – твердыми кусочками теста, обжаренными в бараньем жире. И еще одна традиция – пьют суутай-цай степенно, без лишних разговоров. Опять-таки следуя монгольской поговорке: «Вскипевшего откушай, у седовласого совет выслушай».

Читать еще:  День рождения в сауне что приготовить

После чая, по монгольским обычаям, к столу подают баранину, нарезанную большими кусками. Раньше (да нередко и сейчас) при приеме гостей строго соблюдалось правило – старшему по возрасту или почетному гостю подавать баранью голову и крестец. Ну, целого барана с головой у нас, понятное дело, нет, поэтому приготовим бушбармак по-монгольски. Вообще, это слово «бешбармак» в переводе с тюркских языков («беш» и «бармак») означает «пять пальцев», «пятерня» – во время еды кочевники не использовали столовые приборы и брали мясо руками. А учитывая, что за мясом по монгольским традициям должен следовать бульон, как правило, с домашней лапшой, приготовим оба блюда одновременно.

Итак, нам понадобится: кипяченая вода, 200 г пшеничной муки и 1 яйцо, 20 мл яблочного уксуса, 2 небольших луковицы, одна средняя морковка, черный перец, корень сельдерея, соль, столовая ложка сливочного масла, 300¬400 г баранины на косточке. Промытую баранину опускаем в воду и доводим до кипения, пену снимаем и добавляем специи. Варим около трех часов, пока мясо само не начнет отделяться от косточки.

Тем временем приготовим тесто, как на пельмени: в охлаждённую кипячёную воду разбиваем яйцо, добавляем соль и часть муки и как следует вымешиваем тесто, постепенно добавляя оставшуюся муку. Когда тесто перестанет прилипать к рукам, положим его в полиэтиленовый пакет, чтобы не обветрилось.

Теперь беремся за маринование лука: режем его тонкими полукольцами и заливаем яблочным уксусом минут на 15. Тем временем разогреваем масло, кладем в него мелко нарезанный лук и слегка обжариваем, затем томим до прозрачности.

Вытаскиваем из бульона мясо и, чуть остудив, отделяем косточки, плёнки и разбираем на волокна. На блюдо выкладываем сначала жареный лук, затем подогретое мясо и сверху маринованный лук.
Теперь осталось заняться бульоном. Вновь доводим его до кипения и отвариваем в нем нашу домашнюю заготовку – тонко раскатанное и нарезанное либо лапшой, либо квадратами тесто. Когда тесто сварится, бульон разливаем по пиалам и подаем одновременно с мясом.

Вы еще не забыли, что, кроме мяса, монголы уважают и молочные продукты? А так как в монгольской кухне часто сочетаются три, а иногда и пять видов молока, это дает возможность создавать разнообразные виды масла, сыров, творога. Можно смело сказать, что монголы знают не меньше сортов сыра, чем французы: катык, тарак, пыштак, хурунга. Кое-что можно приготовить и в домашних условиях. Например, пыштак – мягкий, некислый творожный сыр.

Возьмем 3 л свежего молока (чем жирнее, тем вкуснее получится сыр), 2 л очень холодной сыворотки. Молоко довести до кипения в большой кастрюле или котле объемом не менее 7-8 л и в момент его наибольшего подъема резко влить сильной струей холодную сыворотку, используя при этом трубку или желоб. Молоко прямо у вас на глазах будет свертываться, образуя ленты, которые надо осторожно вынуть, дать им обсохнуть и затем свить из них жгутики или косички и высушить. Так получают нойген-пыштак. Если жгуты образуются плохо, то творожистую массу кладут под легкий пресс и получают кыскан¬пыштак. Кстати, Пыштак замечательно хранится, если его засушить. Впрочем, как и многие другие монгольские блюда.

Ну, а запьем мы все это монгольское угощение айраном, который, естественно, приготовим сами. Нам понадобится литр кислого молока и пара стаканов холодной кипяченой воды. Смешиваем молоко и воду, взбиваем и, добавив кусочки льда, подаем на стол.

Напоследок надо отметить, что монгольская кухня по праву может считаться одной из главных достопримечательностей этой страны. Если вы побывали в Монголии и не попробовали местных блюд – значит, вы не видели Монголию. Но и не обязательно ехать за тридевять земель, чтобы понять (или не понять), принять (или не принять), полюбить (или не полюбить) кухню этой замечательной страны, которую сами монголы называет Землей синего неба.
Приятного вам аппетита!

КУЛИНАРНЫЙ СЛОВАРЬ МОНГОЛЬСКОЙ КУХНИ

Аруул – засушенный творог из любого молока. Для его приготовления молоко подогревают до свертывания, процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения.
Архи – молочный самогон.
Бахан – блюдо из козленка, запеченного прямо в шкуре.
Борц – вяленое мясо.
Бислаг – сыр.
Бодог – козье мясо, запеченное в желудке животного.
Бузы – варёные на пару манты.
Бяслаг – род сыра, приготовленного из пресного творога без соли, отжатого и спрессованного.
Грут – творог, высушенный мелкими комочками.
Кумыс – сырое кобылье молоко, сбитое до получения пенистой кисловатой жидкости.
Ором – толстые пенки от длительного кипячения молока в котле на медленном огне.
Тарак – кипяченое молоко со снятой пенкой, сквашенное специальной закваской.
Хорхог – мясо, тушёное в закрытом металлическом котле.
Хар шул – бульон, получившийся в результате варки бараньего мяса и субпродуктов с мелко нарезанным отварным мясом и луком.
Цуйван – лапша, приготовленная на пару и затем обжаренная с мясом и овощами.
Хоторгойн шухан – кровяная колбаса, начинённая нарезанными полосками мяса или мясных субпродуктов.
Хушур – чебурек небольшого размера, начинённый мелко нарезанным мясом.
Шар тос – топлёное масло.
Шарсан элиг – печень без соли, завернутая в кусочек брюшины и поджаренная на деревянных палочках в течение нескольких минут на огне.
Шол – похлебка, при приготовлении которой борц крошится мелкими кусочками, варится в котле 10¬15 минут с добавлением небольшого количества, крупы, лука и соли.
Цусан хиам – кровяная колбаса.

Любимое блюдо Чингисхана

Я его еще не ела, но мне уже страшно и плохо.
Муж взял говядину, нарезал ее, нарезал лук, взял перец. соль, приправу для барбекю, граннулированный ческок.
Раскалил казан, вылил туда масло, растительное. Выложил плоские речные камни, смазанные маслом. Высыпал лук, выложил мясо, каждый кусок посыпая специями и солью.Посыпал луком, положил камни. И снова лук, мясо, обсыпая каждый кусок по отдельности. И снова лук. И выложил камни. Красивые такие, сглаженные водой, плоские речные камни. Закрыл крышкой и оставил томиться на 2 часа.
Я смотрю на этот казан, в котором тушится прекрасная говядина, в собственно соку, луке и масле. Прекрасными ароматными специями. И мне это есть не хочется.
Что мне делать? Скоро будет готово. Это жесть.
Он назвал это любимое блюдо Чингисхана. Камни, лук, мясо.
Что мне делать теперь?

Читать еще:  Книги о воспитании детей отзывы

Вы обожретесь целым казаном мяса, автор!)

Ешьте камни. Они не калорийные и вкусные.

Уйдите к маме и пожалуйтесь ей

Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?

ты перепутала Чингисхана с Чикатило

Гм-гм..
У Чингиз-хана говядины как таковой обычно не было в распоряжении. Во время походов только, захваченная скотина. Вот конины- завались. Не то мясо избрано для готовки.
А интереснее всего- кто потом камни на мусорку понесет. Это ж килограмм 10 минимум

Ничего ,что у монголов в достатке были только кони ? Какая говядина ? Вы о чем вообще ?

Ничего ,что у монголов в достатке были только кони ? Какая говядина ? Вы о чем вообще ?

Скорее всего используется сам рецепт в принципе. А вид мяса- просто максимально приближенный к историческому (то есть не курица и не свинина)

Ешьте камни. Они не калорийные и вкусные.

Так-то да. Они пропитаны же таким настоем, что обалдеть. Только 2 проблемы- 1) проглотить, 2) высрррать потом (Под дверью сортира Хозяйка Медной горы спрашивает- «Ну что, Данила-Мастер, выходит у тебя Каменный Цветок?»
Из-за двери натужный стон- «Не выхо-одит!»)

Немного не так, автор.
Камни надо накалить в огне. Когда они станут максимально горячими, в казан укладывается слоями мясо, овощи, специи и эти камни. Казан закрывается плотно и за несколько часов мясо таким образом тушится в собственном соку.
При этом мясо — конина либо баранина. Мясо не всегда доходит до полной готовности. В современном варианте кроме лука используют морковь и картошку.
Первым делом сливают и разливают по чашкам бульон, его пьют горячим. Постепенно вытаскивают камни, раздают всем едокам. Нужно подержать камень в руках. Прогревание рук горячим жирным камнем активизирует кровоток, биологически активные точки, улучшает здоровье кочевника. А дальше можно приступать к мясу — это правда вкусно. Блюдо называется хорхог. Приятного аппетита!

На 11-
чего то мое воспаленное воображение или память видит в названии ХОРХОг «отсылку» к полу-мифическому смертоносному существу типа большого червяка, якобы обитателю монгольских просторов, имевшему название «Олгой-ХОРХОй»

В качестве гарнира можно подать салат «Голова лошади» или «Лукас и Жади»

На 11-
чего то мое воспаленное воображение или память видит в названии ХОРХОг «отсылку» к полу-мифическому смертоносному существу типа большого червяка, якобы обитателю монгольских просторов, имевшему название «Олгой-ХОРХОй»

Ваше воображение не врет. Эти слова имеют общий корень, означающий толстую кишку, кишкообразность.
Червь этот, типа, похож на кишку. А в монгольской кулинарии, во-первых, кишки это вообще самое полезное и витаминное. Во-вторых, хорхог раньше готовили без посуды, в самом баране.
Похож он при этом был, видимо, на раздутую кишку.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Кухня Чингисхана: чем питались монголо-татарские воины

История национальной кухни всегда перекликается с бытом и образом жизни каждого конкретного народа. На протяжении долгого времени различные исследователи пытались найти секрет военных успехов Чингисхана, и некоторые историки склонны были видеть его даже в гастрономических пристрастиях монголо-татарского войска. Впрочем, в трудах средневековых хронистов и путешественников содержатся весьма противоречивые сведения о кухне Чингисхана.

«Пили кровь, ели людей и собак»

В точности информации, указанной в некоторых источниках, можно усомниться. Так, весьма спорное утверждение высказал итальянский францисканец Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.), написавший работу «История Монгалов, именуемых нами Татарами» после посещения Монгольской империи с дипломатической миссией.

«Их пищу составляет всё, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы могут с трудом жить на это», – сообщил своим читателям автор.

Кроме того, по словам Карпини, у монголов не существовало никаких религиозных запретов, и они могли есть пищу, которую христиане или мусульмане, например, считали «нечистой». В том числе и (о, ужас!) внутренности животных. А в случае крайней нужды великие завоеватели даже пили кровь своих коней.

Страшные истории о каннибализме монголов пересказывали в своих работах многие средневековые авторы. Среди них и персидский ученый Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.), написавший «Сборник летописей», в котором отражена история Монгольской империи. По словам летописца, во время китайского похода Тулуя – одного из сыновей Чингисхана – с провиантом в войске было так плохо, что монголы ели трупы умерших людей, туши дохлых лошадей и даже сено. Впрочем, армия китайского императора все равно была разгромлена.

Известный историк Алексей Карпов в своей книге «Батый» (Москва, 2011 г.) отметил, что подобные истории о жестоких варварах-людоедах внушали их потенциальным противникам настоящий животный ужас.

Не исключено, что слухи о каннибализме монголов, передававшиеся из уст в уста, распространялись специально, чтобы напугать врага еще до битвы. По крайней мере, представители народов, долгое время соседствовавших с монголо-татарами и хорошо их знавших, не верят, что эти люди действительно могли питаться человеческим мясом.

А что касается питья крови и поедания собак – ради спасения от голодной смерти многое возможно.

Зайцы, олени и дикие кабаны

В 1221 году китайский дипломат Чжао Хун составил «Полное описание монголо-татар» (Мэн-да Бэй-лу) после своего визита к людям, населявшим степи к северу от Поднебесной.

Читать еще:  Блюда на шпажке

«Когда при выездах в карательный поход в Срединное государство [татары] съедают [в пути] всех овец, то [они] стреляют зайцев, оленей и диких кабанов для пропитания. Поэтому, сосредоточивая войска [численностью даже] в несколько сот тысяч [человек], [они] не разводят дыма и огня», – так описал Чжао Хун питание монгольских воинов во время похода.

Действительно, будучи хорошими охотниками, завоеватели вполне могли прокормиться за счет подстреленной дичи, а костров не разводили только на подступах к врагу, чтобы не выдать своего местоположения еще до боевого столкновения.

Что касается растительной пищи, то китайский дипломат написал: «За последнее время [татары] захватывают людей Срединного государства и превращают [их] в рабов, [которые] бывают сыты, только [если] едят хлеб. Поэтому [татары] стали захватывать рис и пшеницу, и [теперь] в лагерях также варят кашицу и едят. В их государстве также в двух-трех местах родится клейкое черное просо. Они варят и из него кашицу».

То есть, захваченные в плен китайцы, привыкшие питаться почти исключительно рисом, страдали от излишне белковой пищи монголо-татар.

Питание зависело от времени года

Американский историк Гарольд Альберт Лэмб в книге «Чингисхан. Властелин мира» (Москва, 2007 г., перевод Л.А. Игоревского) отметил, что питание монголов существенно менялось в течение года. Весной и летом у скотоводов-кочевников не было никаких проблем: лошади и коровы давали молоко, овцы набирали вес на свежей зеленой травке, в окрестной степи водилось много дичи. А вот в зимнее время продовольствия не хватало, запасы истощались.

«Конец зимы был самым плохим временем для детей. Уже невозможно было выборочно забивать скот. Дети научились устраивать свою собственную охоту, гоняясь за собаками и крысами с дубинками или стреляя в них тупыми стрелами», – написал Гарольд Лэмб.

Будущий Чингисхан в детстве мог питаться собаками и крысами, по мнению американского историка.

С этой точкой зрения не согласен российский исследователь Андрей Шляхов. В своей книге «Нежная любовь главных злодеев истории» (Москва, 2010 г.) он отметил, что после смерти своего отца Есугей-багатура маленький Тэмуджин с братьями действительно в полной мере познал нужду. Ему приходилось есть растительную пищу, пойманную рыбу, подстреленную дичь, в том числе сурков и барсуков, что не могло считаться достойным пропитанием для монгола.

Не исключено, что Гарольд Лэмб позаимствовал историю о крысах и собаках, которых якобы ели монголы, у Джованни Плано Карпини.

Баранина и кумыс

Основу питания кочевников Центральной Азии, не только монголов, с древних времен составляло мясо и молочные продукты. Чаще всего это были баранина и кумыс.

Известный специалист по истории Средневековья Александр Доманин в книге «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» (Москва, 2010 год издания) отметил, что кочевники разводили не только овец, лошадей и коров. На их пастбищах паслись также козы и верблюды.

«Между прочим, вопреки мнению многих, включая даже специалистов, мясо не являлось основной пищей кочевников. Это мнение верно лишь отчасти. В действительности, основой питания мясо было у монголов лишь в зимний период. Однако большую часть года – весной, летом и осенью – монголы питались молочными продуктами, лишь иногда разнообразя свой стол охотничьей добычей или мясом павших животных», – утверждает А.А. Доманин.

То есть, российский исследователь не согласен с мнением своего коллеги Гарольда Лэмба, что наиболее постным рацион монголов был именно в зимний период. Видимо, американский историк просто не знаком с особенностями животноводства в Центральной Азии.

Почти не употребляя в пищу злаковые культуры и другую земледельческую продукцию, кочевники готовили множество разнообразных блюд из имеющихся у них припасов. Мясо варили, жарили на огне, коптили или вялили. Из него также делали колбасы, особо ценилась конская. А из молока готовили более 20 различных продуктов питания, в том числе и длительного хранения.

Монгольский воин мог, отправляясь в поход, захватить с собой не только полоски вяленого, сушеного мяса, но и масло, а также хурут – небольшие кусочки творога, высушенного до каменного состояния. Этот хурут, который монголы и представители некоторых других народов Центральной Азиии готовят и сейчас, может не портиться годами и он достаточно калориен, чтобы сбить ощущение голода, поэтому просто незаменим во время длительных походов.

Секрет выносливости и силы

Весьма поверхностное представление о питании монголов содержится в трудах многих средневековых авторов. Хронист из Далмации, архидиакон Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) в своей работе «История архиепископов Салоны и Сплита» восхитился выносливостью и неприхотливостью лошадей, на которых ездили завоеватели.

«Равным образом и люди почти не заботятся о запасах еды, кормясь исключительно грабежами. К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью», – сообщил Фома Сплитский.

Профессор антропологии из Macalester College (Миннесота, США) Джек Уэзерфорд считает, что именно белковая диета воинов была одной из причин успешных завоевательных походов. В своей книге «Чингисхан и рождение современного мира» (Москва, 2008 год издания, перевод Е.В. Лихтенштейна) исследователь написал: «Монголы постоянно питались мясом, молоком, творогом и другими молочными продуктами, а сражались они с людьми, которые ели зерновую кашу. Злаковая диета воинов-землепашцев замедляла рост костей и разлагала зубы, оставляя их уязвимыми для различных заболеваний. В то же время даже самый бедный монгольский солдат ел пищу богатую белком, которая укрепляла зубы и кости».

Поэтому крепкие и выносливые воины могли проводить в седле до 10 дней, останавливаясь лишь на ночлег. А во время пути они перебивались полосками сушеного мяса и хурутом.

Любимое блюдо Чингисхана

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

МЯСО НА КАМНЯХ В КАЗАНЕ НА КОСТРЕ Подробнее

Готовим любимое блюдо Чингисхана Подробнее

ЛЮБИМОЕ БЛЮДО ЧИНГИСХАНА I ОБЯЗАТЕЛЬНО СМОТРИМ! Подробнее

Любимое Блюдо Чингисхана — баранина на камнях своими руками Подробнее

Любимое блюдо ЧингизХана Подробнее

Мясо в камнях — Любимое блюдо Чингисхана. Рецепт (PD) Подробнее

ПЛОВ УЗБЕКСКИЙ В КАЗАНЕ НА КОСТРЕ (для новичков самый простой способ) Подробнее

МЯСО в ПИВЕ, БАРАН в ДУХОВКЕ, Шашлык из БАРАНИНЫ. ENG SUB. Подробнее

ШАШЛЫК В КАЗАНЕ НА КОСТРЕ Подробнее

Любимое блюдо Чингисхана. Готовим Баранину Подробнее

Измеряем радиационный фон в камнях из любимого блюда Чингисхана Подробнее

Любимое блюдо Чингисхана Подробнее

Любимое блюдо Чингизхана Подробнее

Боодог — Mongolian BBQ Подробнее

Деликатес -ЛЮБИМОЕ БЛЮДО #ЧИНГИСХАНА Подробнее

Любимое блюдо кыргызских(киргизских) охотников Таш-мангал. Подробнее

Чингисхан и не мечтал о таком блюде — Шурпа из Баранины по Молдавски Подробнее

УТКА на КАМНЯХ. МЯСО в КАЗАНЕ на камнях, любимое блюдо ЧИНГИСХАНА. Подробнее

монгольское национальное блюдо хорхог Подробнее

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector